Как обучить мозг креативному мышлению
Разум – это уникальная штука. Взять хотя бы чтение. Простое считывание символов, из которых состоят слова, задействует огромное количество умственных ресурсов, не говоря уже о преобразовании этих символов в слова и предложения, наделенные определенным смыслом, которые, в свою очередь, задействуют другие связи в вашем мозгу, отвечающие за интеллект и эмоции. Не стоит забывать, что в это время ваш разум также фиксирует звук улицы, доносящийся из открытого окна, помнит день рождения вашего брата, отмечает, что вы хотите пить, и считает, сколько времени осталось до того, как пора будет собираться на работу. Все это происходило у вас в голове, пока вы читали это предложение.
.
Всем известно, что человек обладает пятью видами чувств: зрением, обонянием, вкусом, осязанием и слухом. Наши чувства позволяют нам воспринимать и обрабатывать данные, поступающие из окружающего мира.
Знаете, в чем загвоздка? Не все так просто. Современные ученые полагают. Что у нас есть и другие виды чувств, помогающие получить информацию из внешних источников.
Что помогает вам кататься на велосипеде? Чувство равновесия.
Что заставляет вас надевать варежки в холодный день? Ваше чувство температуры, которое, кстати также следит за тем. Чтобы не прикасались к горячему утюгу.
Существуют чувства, помогающие нам чувствовать боль или оценивать вес предметов. Помимо всех перечисленных есть еще чувство времени и чувство направления, и чувство пространства.
.
Перед вами куб Неккера, рисунок, который наш мозг воспринимает как трехмерное изображение. На самом деле на рисунке изображены 12 пересекающихся линий, хотя большинство смотрящих действительно видят куб, передняя плоскость которого направлена в левый нижний угол страницы. Изображение можно развернуть. Иногда это происходит помимо нашей воли, но мы можем сделать разворот осознанно.
Мысленно пересмотрите переднюю плоскость куба на задний план.
Получилось?
Если да, то теперь ваш куб направлен в верхний правый угол страницы. Попробуйте поиграть с изображением.
Наша задача – показать вам, что наши глаза видят лишь то, на что их настраивает наш разум.
Такого рода рисунки относятся к бистабильным рисункам.
Обычно они имеют две одинаково вероятные интерпретации, но наблюдатель склонен воспринимать только одну интерпретацию одновременно.
Например, вращение танцовщицы с известного видео можно воспринимать как по часовой стрелке, так и против, но не в обе стороны одновременно. Куб Неккера можно видеть как сверху, так и снизу, но опять же, нельзя параллельно удерживать обе интерпретации.
.
Чтобы понять суть процесса с научной точки зрения, давайте рассмотрим научные данные:
Исследования показывают, что на скорость переключения интерпретации могут влиять такие факторы, как внимание и движения глаз. Однако, есть и существенные индивидуальные различия между наблюдателями: каждый человек переживает «переключение восприятия» с определенной скоростью, которую можно измерить количеством переключений в минуту при наблюдении за изображением.
У некоторых наблюдателей отмечается очень низкая скорость переключения, интерпретация переключается примерно каждые 30 секунд. Другие же переключаются между интерпретациями быстро, каждые две-три секунды.
.
Отчего зависят эти индивидуальные различия, остается загадкой. Но есть исследование (Blake A., Palmisano S, 2021), в котором изучены потенциальные источники индивидуальных различий в восприятии и вращающейся танцовщицы, и куба Неккера. Авторы задались вопросом, могут ли эти различия быть отнесены к личностным факторам, согласно оценке по Большой пятерке, а также по оценке «дивергентного мышления». С помощью Большой пятерки исследователи получили оценки по «открытости опыту», «сознательности», «экстраверсии», «доброжелательности» и «невротизму». Для измерения дивергентного (креативного/ творческого) мышления исследователи провели задание, в котором наблюдателям предлагалось придумать альтернативные варианты использования обычных предметов, таких как ложка или кирпич.
Результат повторил и расширил исследования Хольгера Клинтмана 1984 года, которое также обнаружило взаимосвязь между «оригинальным мышлением» и скоростью переключения в кубе Неккера.
Эти результаты подтверждают идею о том, что креативность (по крайней мере, тип творчества, измеряемый AUT) связана с «более быстрой перестройкой восприятия».
Также важно отметить, что авторы не обнаружили тех же результатов для вращающейся танцовщицы, у наблюдающих за которой, как правило, была более медленная скорость переключения относительно куба Неккера. Возможно, силуэт танцовщицы слишком сложно переключить.
Наконец, хотя корреляция между дивергентным мышлением и частотой переключения и была значительной, она при этом была в диапазоне от умеренной до низкой. Также, результаты исследования указывают на то, что когнитивное творчество связано с гибкостью восприятия.
Способность переключаться между двумя или более интерпретациями изображения может включать в себя одни и те же мыслительные процессы, необходимые для поиска творческих решений проблем.
.
🔻Подведем итог: чем легче и быстрее вы переключаетесь с одной иллюзии на другую, тем лучше развит ваш мозг и дивергентное (креативное/творческое) мышление.